История Нового года в России
Новый год — один из самых замечательных праздников во всем мире. Пушистая новогодняя елка, украшенная мерцающими гирляндами и игрушками, праздничный стол в кругу семьи или близких друзей, подарки — все это отвлекает нас от будничных забот и проблем, возвращая в детство. Сказка, да и только!
Правда, не всегда этот праздник был таким. На протяжении многих веков, под влиянием важных исторических событий, менялась и Новогодняя дата и атрибутика праздника. Каким был раньше этот праздник, что значил он для людей того времени — поможет ответить история его происхождения.
На сегодняшний день ни один историк не может утвердительно ответить, с какого времени начинался отсчет года в древней Руси. Бытует версия, что новый год начинался в марте месяце, с началом возрождения природы и подготовкой к сельскохозяйственным работам, а если быть точнее — 22 марта, в один день с Масленицей. С принятием в 988 году христианства на Руси появилось новое летоисчисление от сотворения мира с названием месяцев (Юлианский календарь), и Новый год перенесли на 1 марта.
Спустя почти 4 столетия (по одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году), православная церковь, согласно решениям Никейского собора, переносит дату Нового года на 1 сентября. Подобная реформа никак не была связана с трудовой деятельностью народа, для которого Новый год ассоциировался с подготовкой к сельскохозяйственным работам. Это был акт укрепления православия на Руси и утверждение авторитета церкви, которая обосновала вновь установленную дату начала года не рациональными аргументами, а очередной пресловутой библейской легендой.
Традиция отмечать Новый год 1 сентября сохранялась вплоть до 1699 года, когда празднества связанные со встречей Нового года были отменены. И только в 1728 году Пётр I издал указ «О реформе календаря в России», приурочив наступление нового года к 1 января. Именно тогда Петр I запустил на площади первую ракету, возвестив народ о наступлении праздника. С тех пор традиция отмечать это праздник 1 января, прочно вошла в наш быт.
Петр I внимательно следил за соблюдением новогодних традиций, беря пример с европейских стран. В Петровском указе писалось: "… По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...". Как видно из текста указа, речь шла не конкретно о ёлке, а о любых деревьях, которые украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами.
Традиционным новогодним деревом елка стала, предположительно, в 40-е годы 19 века, когда ее поставили немцы, проживающие в Петербурге. По другой версии, обычай ставить елку на праздник, был ввезен будущей женой Николая I (1796 — 1855), прусской принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной).
Эта красивая традиция так всем полюбилась, что вскоре елки стали продаваться повсеместно и, со временем засверкали своими огнями не только в великосветских салонах, но и в домах бедных чиновников и рядовых граждан.
Первая же публичная елка, как свидетельствуют современники, впервые была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. Позднее, различные благотворительные общества и меценаты стали устраивать благотворительные «елки» для детей из бедных семей, приютов и народных домов. Ежегодно проводили «елки» для детей рабочих окраин столицы шведские изобретатели и промышленники Альфред Нобель и его брат Людвиг, которые имели свои интересы в России. «Елки» устраивались и в некоторых особенно богатых домах столичной знати, специально для прислуги и ее семей.
Позже, 24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принимает «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского (григорианского) календаря». Подписанный Владимиром Ильичем Лениным и опубликованный на следующий день документ обрел силу 1 февраля 1918 года. В нем говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, соответственно сместился и новогодний праздник.
С началом в 1925 году в нашей стране плановой борьбы с религией, стали отменяться и православные праздники. Не стало сключением и Рождество, окончательный запрет на которое вступил в силу в 1929 году. Вместе с этим была отменена и елка, как «поповский» обычай. Однако, благодаря статье Павла Петровича Постышева в газете «Правда» в конце 1935 года, красивую традицию вернули. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. А 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», который радует нас и сегодня.
Новый год — один из самых замечательных праздников во всем мире. Пушистая новогодняя елка, украшенная мерцающими гирляндами и игрушками, праздничный стол в кругу семьи или близких друзей, подарки — все это отвлекает нас от будничных забот и проблем, возвращая в детство. Сказка, да и только!
Правда, не всегда этот праздник был таким. На протяжении многих веков, под влиянием важных исторических событий, менялась и Новогодняя дата и атрибутика праздника. Каким был раньше этот праздник, что значил он для людей того времени — поможет ответить история его происхождения.
На сегодняшний день ни один историк не может утвердительно ответить, с какого времени начинался отсчет года в древней Руси. Бытует версия, что новый год начинался в марте месяце, с началом возрождения природы и подготовкой к сельскохозяйственным работам, а если быть точнее — 22 марта, в один день с Масленицей. С принятием в 988 году христианства на Руси появилось новое летоисчисление от сотворения мира с названием месяцев (Юлианский календарь), и Новый год перенесли на 1 марта.
Спустя почти 4 столетия (по одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году), православная церковь, согласно решениям Никейского собора, переносит дату Нового года на 1 сентября. Подобная реформа никак не была связана с трудовой деятельностью народа, для которого Новый год ассоциировался с подготовкой к сельскохозяйственным работам. Это был акт укрепления православия на Руси и утверждение авторитета церкви, которая обосновала вновь установленную дату начала года не рациональными аргументами, а очередной пресловутой библейской легендой.
Традиция отмечать Новый год 1 сентября сохранялась вплоть до 1699 года, когда празднества связанные со встречей Нового года были отменены. И только в 1728 году Пётр I издал указ «О реформе календаря в России», приурочив наступление нового года к 1 января. Именно тогда Петр I запустил на площади первую ракету, возвестив народ о наступлении праздника. С тех пор традиция отмечать это праздник 1 января, прочно вошла в наш быт.
Петр I внимательно следил за соблюдением новогодних традиций, беря пример с европейских стран. В Петровском указе писалось: "… По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...". Как видно из текста указа, речь шла не конкретно о ёлке, а о любых деревьях, которые украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами.
Традиционным новогодним деревом елка стала, предположительно, в 40-е годы 19 века, когда ее поставили немцы, проживающие в Петербурге. По другой версии, обычай ставить елку на праздник, был ввезен будущей женой Николая I (1796 — 1855), прусской принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной).
Эта красивая традиция так всем полюбилась, что вскоре елки стали продаваться повсеместно и, со временем засверкали своими огнями не только в великосветских салонах, но и в домах бедных чиновников и рядовых граждан.
Первая же публичная елка, как свидетельствуют современники, впервые была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. Позднее, различные благотворительные общества и меценаты стали устраивать благотворительные «елки» для детей из бедных семей, приютов и народных домов. Ежегодно проводили «елки» для детей рабочих окраин столицы шведские изобретатели и промышленники Альфред Нобель и его брат Людвиг, которые имели свои интересы в России. «Елки» устраивались и в некоторых особенно богатых домах столичной знати, специально для прислуги и ее семей.
Позже, 24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принимает «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского (григорианского) календаря». Подписанный Владимиром Ильичем Лениным и опубликованный на следующий день документ обрел силу 1 февраля 1918 года. В нем говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, соответственно сместился и новогодний праздник.
С началом в 1925 году в нашей стране плановой борьбы с религией, стали отменяться и православные праздники. Не стало сключением и Рождество, окончательный запрет на которое вступил в силу в 1929 году. Вместе с этим была отменена и елка, как «поповский» обычай. Однако, благодаря статье Павла Петровича Постышева в газете «Правда» в конце 1935 года, красивую традицию вернули. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. А 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», который радует нас и сегодня.
Статьи из той же категории