Монгольская овчарка

Монгольская овчарка
Монгольская овчарка

Летом в Монголии я предпочитаю ночевать невдалеке от города, на берегу реки, в палатке. Пара чурок, захваченных с собой, костровая решетка, баранья лопатка, запеченная в фольге – что еще надо для полноценного отдыха?! Увы, вечером всегда досаждали непрошенные гости. На огонь костра из темноты прибывали и пешие, и конные и на колесах… Усядутся рядком и вежливо молчат,- досада в том, что общения не получается, а кушать уже хочется. Не поделиться ужином с гостями – грех в любом мире, да что им мое угощение на всех – только пальцы облизать! Дано уже подумывал завести собаку: и веселее и проблем много решается, в том числе и эта. А если уж и заводить пса, то из самой Монголии.

Монгольская овчарка была завезена мной в Барнаул зимой 1996 года месячным щенком. Монгольский офицер-пограничник из далекого городка Говь-Алтай привез с собой на новое место службы – заставу Цаган-Нур, что вблизи границы с Алтаем, своего старого кобеля по кличке Сонор. Здесь же доживала свой собачий век старая сука Алга, тоже смахивающая на эту породу, но уже имеющая брак в виде белого «ошейника». Белых пятен у чистой породы «банхор», а именно так звучит на монгольском языке название монгольской овчарки, в принципе быть не должно. Вот подпалины желтого и коричневого встречаются.

По моей просьбе и оплаченному авансу, местный скуластый прапорщик проявил сноровку, (не в смысле участия в процессе), и я наконец-то получил долгожданный подарок. Прапор нес за хвост абсолютно черного щенка: «Видишь – он не плачет, молчит – крепкий характер будет!». Имя подобрали быстро, я хотел обязательно монгольское. «Уртай» значит строгий, серьезный. Слов нет! Собака соответствовала своему имени! Все игры с ней заканчивались порванной одеждой на улице и покалеченной мебелью дома. Но не от злости, нет! Никто и никогда не играл с предками этой породы. С рождения они брошены в руки суровой природы, спят в снегу, жрут пойманных сурков и догрызают кости с хозяйского стола, благо с мясом в Монголии нет напряжения. Охрана имущества и скота – вот для чего они предназначены прежде всего.

Бродяжничая неделями в Монголии, я часто брал его с собой в командировки, сделал собачий «паспорт», чтобы не было проблем на границе. Вдвоем с собакой все-таки веселее, да и любопытных аборигенов возле УАЗика сразу убавилось. Больше трех лет в городской квартире я и пес вытерпели, но дальше начались сложности. Уртай возомнил себя личностью номер два, естественно, после меня, и, когда я не мог взять его с собой, он, в мое отсутствие, начинал «строить» жену и детей. Пришлось выбирать: дети перевесили. Вот так Уртай и оказался в тюрьме на службе.

Монгольская овчаркаПес в тюрьме прижился не сразу, переболел разлуку, перегрыз какое-то бревно, порвал металлическую сетку, о чем писалось в городской газете. Журналистка взахлёб повествовала о «БМВ» — (бурят-монгольская овчарка). Якобы он был привезен специальной экспедицией, нашли его в деревне, где он давил волков одного за другим и так далее…

Я хочу уберечь доверчивых любителей редких пород от некоторых заблуждений и ажиотажа, который вздувается дилетантами от местных газет. Невозможно найти настоящего банхора ни в Горном Алтае, ни даже в приграничной Монголии. Надо по-настоящему забраться в глубинку страны, не менее 300-400 км. от границы и уж там их искать на стоянках аратов. Вот для этого нужна экспедиция, нужны и время и деньги. А 12-ти часовая поездка до Кош-Агача (именно столько часов лично мне требуется), затем « в первой деревне», — как пишет автор, — «увидели собаку точь-в-точь как в книге». Ну –ну!..

Назвать его волкодавом можно, монголы говорят, что два крепких банхора могут взять волка. Один – никогда! Но «волкодав» — это от надувания щек, ведь есть породы и крупнее и агрессивнее, например, кавказская овчарка. Так что не будем «заводить рака за камень». Банхор отличный охранник: днем больше спит а ночью с удовольствием бодрствует. Недоверчив к чужим и знает свою территорию. Не терпит цепь, предпочитая днем вольер, а ночью контролировать охраняемый им участок. Ест без претензий и, к удивлению, не очень много, т.к. презирает бестолковую беготню.

В Интернете оказалось не так уж много материала, пояснившего бы заинтересованным лицам происхождение и описание этой породы собак. Наиболее подробным описанием оказалась книга Эмиля Хаука « Породы собак» (Dr. Emil Hauk «Die Rassen des Hundes»).

Ниже привожу некоторые выдержки: (грамматика и орфография сохранены)
«К сожалению, отсутствует история заселения Тибета, так что мы пребываем в полной неясности относительно первейших жителей и их культуры, культурном влиянии соседей, переселенцев и их домашних животных. Среди содержащихся там пастушеских собак особое положение занимает Тибетская пастушья собака, называемая также Тибетский дог не в последнюю очередь потому, что эта собака дала повод к научным распрям в теории происхождения. Её также многократно рассматривали, возможно, несправедливо, и как прародителя европейских горных собак. На Тибете живут характерные (scharfe) пастушьи собаки различной величины, но не вполне единообразной формы. Они являются потомками монгольских пастушьих собак.

Тибетец (der Tibetaner), как порода собак, появился на английских и англо-индийских выставках, и, вероятно, был выбран в качестве определяющего идеализированного типа. Но не следует думать, что это единообразный тип для всего Тибета, как не следует полагать, будто он встречается только в Тибете. Тибетцы имеются также и в приграничных с Тибетом странах.

Тибетские собаки, которые использовались для охоты, были длинношёрстными, как наши овчарки, с широкими медвежьеобразными черепами, со многими чёрными и красно-коричневыми подпалинами. Отважны в схватках с хищниками.
Д-р W. A. Garson в письме от 30-го мая 1929 года: «тибетский мастиф порой очень дик. Большая тибетская собака либо мастиф, либо овчарка. Оба типа обозначаются как «Bhooteah». Гарсон приводит семь пород: a) тибетская волчья собака (Tibetanischer Wolfshund); b) тибетский мастиф (Tibetan Mastiff); c) тибетская овчарка (Tebetan Sheepdog); d) тибетский терьер (Tibetan Terrier); e) тибетский спаниель (Tibetan Spaniel); f) монгольская овчарка (Mongolischer Schaferhund); g) лхазский терьер (Lhasa Terrier).

Важно, что Гарсон находит монгольских пастушьих собак очень похожими на тибетских, только шерсть немного длиннее.

Признаки породы согласно Siber.
Общие признаки: Большой, мощный, импозантный, типичный зверь; по величине не уступает ньюфаундлендам, сенбернарам и мастифам. В целом корпус не слишком глубок. Несмотря на свою силу, собака выглядит подвижной.
Голова: Мощнейшая, характернейшая часть собаки. Насколько возможно большая, тяжёлая.
Шея: Короткая, сильная.
Лапы: Небольшие, округлые, хорошо сомкнутые пальцы, волчьи когти как одиночные, так и сдвоенные, сзади иногда пятый палец, также и спереди.
Хвост: скорее короткий, волосатый, взъерошенный.
Окрас: чёрный с ржаво-коричневыми отметинами, жёлтыми до тёмно-махагониевыми отметинами, красный, красный с тёмным седлом, часто одноцветный, тёмно-чёрно-коричневый.
Высота в холке: У кобелей от 70 до 85, у сук от 65 до 80 см.

Известный специалист по Марио Дзаки в статье («Молоссы в России», 1995,) о различных размерах собак Тибета пишет, что «В самой тибетской ономастике видны следы различения».

Автор статьи пишет, что в некоторых западных работах тревожное указание «исчезающая порода» появляется ещё до китайского вторжения в Тибет в 1950 г. После китайского вторжения границы Тибета были закрыты. В Америке и Европе реставрация породы осуществлялась на базе особей из Непала или Бутана, которые были обыкновенно ниже ростом, а некоторые, возможно, скрещивались с местными собаками.

Приводит резюме Альберто Морсиани, заслуженного заводчика сенбернаров и судьи современных мастифов на выставках, опубликованное в журнале «Наши собаки», 1983 г.:
«…уместно напомнить, что немногочисленные экземпляры крупных размеров, завезённые в Европу в прошлом веке (ред. – XIX в.), исчезли все, не оставив никаких следов. Было получено несколько помётов щенков, но все они гибли в течение нескольких месяцев. Возможно, обмен веществ и красные кровяные тельца у этих собак соответствуют условиям таких высот, каких у нас не существует…Наступает время, и кочевники отправляются в странствия по бескрайним плато. И эта собака – одно из главных богатств среди их убогого имущества. Сможет ли отнять у этих людей их собаку цивилизация коммерсантов? Быть может, своим недоверчивым рычанием он сам, грубый житель гор, обладающий несознаваемым им благородством, говорит, чтобы ему дали спокойно исчезнуть там, наверху, где воздух разреженный, но чистый?»

Вот так, несколько романтично и с нескрываемым сожалением!

Однако, в Монголии, особенно вдали от городов, на дальних стоянках аратов, ближе к горам, встречаются великолепные экземпляры, будто сошедшие со страниц истории. Все меньше остается времени, чтобы сохранить эту породу, которую монголы называют уважительно «банхор».

mongol
e-mail: terra-mongolia@yandex.ru
www.terra-mongolia.ru
Статьи из той же категории